Моторное (транспортное) бюро Украины (МТСБУ) начало процедуру банкротства страховой компании «Гарант-Авто». Об этом «Капиталу» сообщил гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.
Он не озвучил сумму задолженности страховщика перед фондами МТСБУ. По данным членов президиума Бюро сумма долгов «Гарант-Авто» по полисам «автогражданки» составляет 30-50 млн грн. Сколько компания должна по всем своим обязательствам неизвестно, но речь идет о сотнях миллионов гривен. В ренкинге Insurance TOP эта компания в прошлом году занимала 19-е место по общим сборам, и пятое — по собранным премиям в сегменте ОСАГО.
История вопроса
Проблемы у «Гарант-Авто» начались еще в начале 2014 г. после смены акционеров. Тогда контрольный пакет акций (85 %) страховщика у владельца корпорации «УкрАвто» Тариэла Васадзе купила структура, близкая к совладельцу украинского CityCommerce Bank Рэйнису Тумовсу (20 ноября НБУ признал этот банк неплатежеспособным, поскольку тот долгое время не рассчитывался с вкладчиками). Эксперты страхового рынка надеялись, что сделка пойдет компании на пользу. На практике все получилось с точностью до наоборот. Страховщик начал хуже рассчитываться с клиентами. Рост задолженности перед гарантийными фондами МТСБУ и страхователями, в том числе по «автогражданке», привел к тому, что в конце декабря 2014-го «Гарант-Авто» исключили из МТСБУ, запретив продавать полисы ОСАГО и «Зеленая карта».
Все ушли на фронт
В то же время владелец 10 % акций «Гарант-Авто» Юрий Лахно обратился к правлению страховщика с требованием срочно созвать внеочередное собрание акционеров. «Речь идет не о месяцах жизни компании, а, образно говоря, о часах», — заявил он «Капиталу».
Но собрание созвано не было. Более того, в январе 2015-го все правление и набсовет компании дружно уволились. Страховщик, который получает в год больше 240 млн грн премий, остался без руководства. «Я не мог никого найти, чтобы получить выплату по регрессному иску», — пожаловался «Капиталу» предправления группы «ТАС» Виктор Царук. Не могут этого сделать и тысячи страхователей, а также партнеры «Гарант-Авто», в том числе и зарубежные. «Клиенты страховщика могут узнать, что их риски, которые должны были быть перестрахованы за рубежом, так и остались неоплаченными, а, значит, при наступлении страховых случаев выплат они тоже не увидят», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Плохой план
По закону в ситуацию должна была вмешаться Нацкомфинуслуг, которая еще в июле 2014-го подписала с «Гарант-Авто» план финансового оздоровления вместо того, чтобы ввести в компанию временную администрацию. Но комиссия с октября 2014 по февраль 2015-го фактически не работала из-за отсутствия руководства. Поэтому МТСБУ вынуждено было действовать самостоятельно. В начале февраля бюро направило в «Гарант-Авто» претензию по поводу задолженности перед фондами. Если долги компания не погасит до марта, то МТСБУ подаст в суд о признании должника банкротом. Правда, по данным анонимного источника в Нацкомфинуслуг, на следующей неделе комиссия все-таки примет решение о вводе временной администрации в «Гарант-Авто». Но, по мнению Юрия Лахно, эта запоздавшая мера поможет страховщику только в том случае, если временному администратору удастся вернуть хотя бы часть выведенных из компании активов.
По материалам: Капитал.
|