Одного из лидеров рынка «автогражданки» — компанию «Гарант-Авто» — на следующей неделе могут лишить права продавать полисы ОСАГО. Об этом «Капиталу» сообщил и. о. председателя Нацкомфинуслуг Максим Поляков.
«Эта компания уже две недели не выходит на связь. Не знаю, что там у них происходит, но мы обсудили с руководством МТСБУ вопрос исключения ее из бюро в ближайшее время», — говорит Поляков. Нацкомфинуслуг, по его словам, сейчас не может лишить «Гарант-Авто» лицензии на ОСАГО — в комиссии просто отсутствует кворум. Но компания уже больше двух месяцев не платит взносы в фонды Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, что позволяет автоматически исключить ее из членов бюро. Получить комментарии руководителей «Гарант-Авто» вчера не удалось.
Всем должны
По данным ренкинга Insurance TOP, «Гарант-Авто» входит в топ-5 продавцов «автогражданки». Собранные ею премии по ОСАГО в прошлом году превысили 83 млн грн, а выплаты — 36 млн грн. Исключение такой компании из членов МТСБУ — событие. «Важно не то, что компанию исключат. Важно, как она покинет рынок — расплатившись по своим обязательствам или по‑английски», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
У генерального директора МТСБУ Владимира Шевченко пока нет ответа на этот вопрос. «Мы готовим расчеты прогнозных показателей негативного и позитивного развития ситуации по «Гарант-Авто», — сообщил он. По словам президента МТСБУ Юрия Гришана, президиум бюро еще 21 августа принял решение отказать страховщику в выдаче новых бланков полисов ОСАГО. А в конце сентября президиум должен был рассмотреть вопрос финансового состояния «Гарант-Авто» в присутствии руководства и основного акционера компании. «Но акционер не приехал. Передал, что сначала мы должны снять запрет на выдачу бланков компании», — вспоминает Гришан.
Не по плану
Проблемы у компании «Гарант-Авто» начались еще в начале 2014 г., после смены акционеров. Тогда контрольный пакет акций (85 %) страховщика у Тариэла Васадзе — владельца корпорации «УкрАвто» — купили кипрские компании Neworx Ltd и Thinxwell ltd, которые СМИ связывают с совладельцем украинского Ситикомерцбанка Рэйнисом Тумовсом. Эксперты страхового рынка надеялись, что сделка пойдет компании на пользу. Однако в деятельности страховщика, напротив, наметились негативные тенденции. Начались проблемы с выплатами страховых премий.
36 млн грн выплатила компания «Гарант-Авто» в прошлом году по полисам ОСАГО
Рост задолженности перед страхователями, в том числе и по полисам ОСАГО, привел к тому, что в июне 2014‑го президиум МТСБУ обратился к Нацкомфинуслуг с просьбой провести проверку «Гарант-Авто». Регулятор такую проверку провел, в результате чего подписал с акционерами «Гарант-Авто» рассчитанный на три месяца план финансового оздоровления компании, содержавший график погашения задолженности страховщика перед потерпевшими. «В начале августа компания погасила задолженность перед клиентами на сумму 2 млн грн — это долги, которые у нее были по жалобам клиентов, поступившим в комиссию. Более того, компания пошла на досрочные выплаты, чего не было даже в хорошие времена», — хвалил тогда страховщика Максим Поляков. Но в ноябре выплаты прекратились, и план финансового оздоровления в конечном итоге так не не был реализован.
Шансов мало
Страховщики считают, что «Гарант-Авто» нужно было выводить с рынка еще в начале года. «Регулятор своевременно не отреагировал на проблему, и сегодня она только усугубилась, — говорит председатель правления компании «Княжа» Дмитрий Грицута. Это тревожит продавцов «автогражданки», так как в МТСБУ ответственность по выплатам солидарная, то есть за банкрота — если его гарантийных фондов не хватит — должны платить другие страховщики — члены бюро. «А у «Гарант-Авто» задолженность большая. Может и не хватить», — добавляет предправления страховой компании «Универсальная» Алексей Музычко.
Но шансы остаться на рынке у компании еще есть. Например, у миноритарного акционера и основателя «Гарант-Авто» Юрия Лахно есть план по спасению страховщика. «У компании отличный портфель автострахования, есть филиалы, много недвижимости. Вполне реально найти новых инвесторов», — считает Лахно. В частности, хотя недвижимость страховщика была распродана за последние годы, но стоимость оставшихся зданий и помещений может, по некоторым оценкам, потянуть на $ 50 млн. К сожалению, обсудить свой план с мажоритарным акционером Лахно не может — тот на его звонки не отвечает.
По материалам: Капитал